ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Инвестиционная политика
Инвестиционная деятельность ПАО «РусГидро» регламентируется Положением о процессе управления инвестициями в форме капитальных вложений*.
Цели инвестиционной деятельности Группы РусГидро:
- гарантированное и бесперебойное энергоснабжение потребителей;
- обеспечение растущего энергопотребления;
- модернизация энергообъектов;
- снижение потерь электроэнергии в сетях;
- снижение аварийности и износа оборудования.
Утверждение инвестиционных программ относится к компетенции Совета директоров Общества и советов директоров подконтрольных организаций Общества. Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, входящих в Группу РусГидро, дополнительно утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти. Проекты инвестиционных программ подконтрольных организаций формируются на основании параметров проекта Консолидированной инвестиционной программы Группы РусГидро, рассматриваемого Советом директоров ПАО «РусГидро». Перед направлением на утверждение в уполномоченные органы исполнительной власти проекты инвестиционных программ субъектов электроэнергетики предварительно одобряются советами директоров соответствующих субъектов электроэнергетики.
Взаимодействие с федеральными и региональными властями [ЗС]
Проекты инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Группы РусГидро согласовываются и утверждаются* уполномоченными органами исполнительной власти (Министерством энергетики Российской Федерации либо органами власти субъектов Российской Федерации) при участии в согласовании органов власти субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются инвестиционные проекты, а также федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства финансов Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также Ассоциации «НП Совет рынка» и АО «СО ЕЭС».
Проекты инвестиционных программ ПО Группы РусГидро, не являющихся субъектами электроэнергетики, но осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, согласовываются с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики*.
Инвестиционная программа на 2021–2031 годы
Скорректированная инвестиционная
программа ПАО «РусГидро» на 2021 год
и инвестиционная программа
ПАО «РусГидро» на 2022–2031 годы утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации
Консолидированная инвестиционная программа Группы РусГидро на 2021–2025 годы утверждена в составе Консолидированного бизнес-плана Группы РусГидро на 2021–2025 годы Советом директоров Общества*.
Исполнение Консолидированной инвестиционной программы Группы РусГидро [G4-DMA]
Факт финансирования в 2019–2021 годах, млрд руб. с НДС
Ввод мощностей в 2021 году
Показатель мощности | Дальний Восток | Европейская часть России и Сибирь | ||
---|---|---|---|---|
план | факт | план | факт | |
Генерация, МВт | 20,25 | 132,46 | 32,75 | 15,30 |
Тепловая энергия, Гкал/ч | 27,02 | 6,19 | - | - |
Линии электропередачи, км ВЛ | 1 687,17 | 1 524,17 | 2,27 | 3,33 |
Трансформаторные мощности, МВА | 768,72 | 474,47 | 24,62 | 15,80 |
Основные направления инвестиций в рамках Консолидированной инвестиционной программы Группы РусГидро в 2021 году*
Сумма финансирования, млрд руб. с НДС
Сумма освоения, млрд руб. без НДС
Структура источников финансирования в 2021 году, млрд руб.
Структура инвестиций по направлению «Новое строительство» в 2021 году
Сумма финансирования, млрд руб. с НДС
Сумма освоения, млрд руб. без НДС
Финансирование Консолидированной инвестиционной программы в 2021 году, млрд руб. в разбивке по регионам
Основными причинами отклонения фактических объемов финансирования Консолидированной инвестиционной программы от плановых значений в 2021 году являются:
- перенос запланированных сроков заключения договора генерального подряда и выплаты авансовых платежей генеральному подрядчику в связи с корректировкой проектной документации по проекту строительства Хабаровской ТЭЦ-4 по замечаниям экспертов;
- изменение плановых сроков заключения договора генерального подряда, сроков выплат аванса и приемки работ по договору генерального подряда, а также перенос части выплат авансовых платежей на изготовление и поставку системы газового хозяйства по проекту строительства Якутской ГРЭС-2 в связи с длительным согласованием и получением заключений ФАУ «Главгосэкспертиза России»;
- перенос срока ввода мощности с 2021 на 2022 год по причине введенных ограничений из-за новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по проекту строительства Красногорской МГЭС-1;
- невыплата аванса по договору поставки котлоагрегата по проекту реконструкции Владивостокской ТЭЦ-2 по причине непредставления контрагентом банковской гарантии;
- корректировка объемов выполнения работ по технологическому присоединению в соответствии с заключенными договорами.
Инвестиционные планы на 2022 год
Планируемое финансирование, млрд руб. с НДС
Планируемый ввод мощности
Показатель мощности | План |
---|---|
Генерация, МВт | 194,86 |
Тепловая энергия, Гкал/ч | 150,83 |
Трансформаторные мощности, МВА | 998,62 |
Сетевое хозяйство, км | 2 030,72 |
Строительство и модернизация производственных объектов
Строительство энергетических объектов
Группа РусГидро строит и вводит электростанции, а также развивает энергетическую инфраструктуру в Дальневосточном федеральном округе, реализуя общенациональные задачи обеспечения электроэнергией промышленности и населения.
Инвестиционные проекты Группы
РусГидро направлены на замещение выбывающих энергомощностей
новыми, оснащенными современным и эффективным оборудованием, на повышение надежности
энергосистемы, на ликвидацию
дефицита электроэнергии, создание резерва мощности и предпосылок для экономического развития территорий. Инвестиционные
проекты РусГидро на Дальнем Востоке реализуются в соответствии
с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период
до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации
В 2021 году опережающими темпами велась подготовка к строительству объектов теплогенерации. В частности, начаты работы на стройплощадке второй очереди Якутской ГРЭС-2.
Ключевые инвестиционные проекты и их воздействие на экономику регионов присутствия [203−2]
Проект | Объем инвестиций, млн руб. с НДС | Социальноэкономические эффекты | Эффекты надежности энергосбережения | |
---|---|---|---|---|
2021 | всего | |||
Газификация Анадырской ТЭЦ, 2-й этап Год ввода: 2021 |
73,86 | 430,81 |
|
|
Усть-Среднеканская ГЭС
Установленная мощность 570 МВт (в 2021 году увеличена на 117 МВт) Среднегодовая выработка электроэнергии 2 555 млн кВт∙ч Год ввода: 2023 |
8 768,42 | 76 927,3 |
|
|
Строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ Певек-Билибино
(этап строительства № 1)
Протяженность 490,59 км Год ввода: 2023 |
7 797,40 | 24 733,3 | Обеспечение возможности развития горнометаллургического кластера Чаун-Билибинского энергоузла |
|
Строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ Певек-Билибино
(этап строительства № 2)
Протяженность 496,48 км Год ввода: 2025 |
1 128,05 | 17 727,58 | Обеспечение возможности развития горнометаллургического кластера Чаун-Билибинского энергоузла |
|
Реконструкция энергетического производственно-технологического комплекса Владивостокской ТЭЦ-2 с заменой турбоагрегатов ст. № 1, 2, 3
и установкой трех котлоагрегатов
по 540 т/ч каждый
Установленная мощность 360 МВт, 570 Гкал/ч Год ввода: 2023–2027 |
3 614,99 | 26 452,83 | Снижение выбросов, загрязняющих окружающую среду |
|
Строительство
Артемовской ТЭЦ-2
Установленная мощность 450 МВт, 480 Гкал/ч Год ввода: 2025 |
4 135,03 | 72 874,34 | Обеспечение социальноэкономического развития Приморского края |
|
Строительство
Хабаровской ТЭЦ-4
Установленная мощность 320,8 МВт, 1 368,3 Гкал/ч Год ввода: 2025 |
5 454,03 | 86 856,76 | Возможность ликвидировать прогнозируемый дефицит электроснабжения в регионе |
|
Строительство Якутской ГРЭС-2
(вторая очередь)
Установленная мощность 160,4 МВт, 201 Гкал/ч Год ввода: 2025 |
2 937,44 | 30 275,46 | Обеспечение развития централизованных энергосистем в соответствии с потребностями социально-экономического развития республики Саха (Якутия) |
|
Расширение
Партизанской ГРЭС
Установленная мощность 280 МВт Год ввода: 2026 |
131,01 | 76 222,54 | Обеспечение электроснабжения тяговых подстанций второго этапа развития Восточного полигона железных дорог ОАО «РЖД» |
|
Строительство второй очереди в регионе Нерюнгринской ГРЭС
Установленная мощность 450 МВт Год ввода: 2025 |
120,00 | 96 281,52 |
В связи с процессами строительства объектов Группы РусГидро в 2021 году не производилось физического и экономического перемещения людей. [EU22]
Контроль качества на этапе строительства объектов
Контроль качества строительно-монтажных работ на объектах Группы РусГидро осуществляется с целью обеспечения полного соответствия возводимых объектов утвержденному проекту, рабочим чертежам, проектам производства работ и соблюдения строительных правил, стандартов и технических условий.
Контроль соответствия качества производства строительно-монтажных работ, применяемых материалов и конструкций регламентируется требованиями законодательства Российской Федерации, отраслевыми нормами и требованиями, техническими стандартами, нормативными требованиями к проектной документации.
Помимо требований законодательства и подзаконных актов федерального уровня, на всех этапах строительных работ применяются отраслевые и разработанные в ПАО «РусГидро» корпоративные стандарты контроля качества*.
Основные механизмы системы управления качеством на этапе проектирования и ответственные лица определены в Регламенте по управлению и контролю за реализацией инвестиционного проекта в части разработки документации для объектов нового строительства Группы РусГидро*.
Система контроля качества выполняемых работ при строительстве новых объектов энергетики уточняется индивидуально по каждому объекту в рамках заключенных договоров генерального подряда.
Разработку Единой системы оценки соответствия (ЕС ОС) при строительстве (реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства) и требований к процедуре контроля ЕС ОС ведет Наблюдательный совет единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. Надзор за их исполнением осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
На этапе строительства на станциях внедряется автоматизированная система диагностического контроля, выполняющая автоматический сбор показаний приборов и их компьютерную обработку для анализа состояния сооружений гидроузла. При сдаче гидротехнических сооружений в эксплуатацию строительной организацией заказчику передаются контрольно-измерительная аппаратура и все данные наблюдений по ней в строительный период.
Ключевые мероприятия в сфере контроля качества строительства, проведенные в отчетном году:
- проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиками входного контроля и достоверности документирования ее результатов;
- проверка выполнения подрядчиками мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемых материалов, оборудования и достоверности документирования;
- проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиками контроля последовательности состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования ее результатов;
- освидетельствование совместно с авторским надзором и подрядчиком скрытых работ и промежуточная приемка ответственных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства;
- проверка совместно с подрядчиками соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и рабочей документации, техническим условиям.
Программа развития электроэнергетики для обеспечения роста экономики Дальневосточного федерального округа [103−2]
Программа развития электроэнергетики для обеспечения опережающего роста экономики Дальневосточного федерального округа (далее — Программа) на период 2021–2031 была рассмотрена на заседании Совета директоров ПАО «РусГидро»*. Основные приоритетные направления и задачи, предусмотренные Программой:
- формирование оптимальных решений для развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа, позволяющего обеспечить прогнозный спрос на электрическую энергию и мощность с учетом планов по реализации крупных инвестиционных проектов (в том числе территорий опережающего социальноэкономического развития, программы «Дальневосточный гектар», развития топливно-энергетических кластеров) и одновременной увязкой сооружения энергетических объектов с реализацией крупных инвестиционных проектов;
- формирование структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов на долгосрочную перспективу;
- создание условий для обеспечения перспективного баланса производства и потребления в ОЭС Востока и технологически изолированных электроэнергетических системах;
- предотвращение прогнозируемых дефицитов электрической энергии и мощности наиболее эффективными способами;
- определение основных направлений развития электрических сетей классом номинального напряжения 110 кВ и выше;
- определение предварительной укрупненной стоимости предлагаемых мероприятий и влияния реализации программы на стоимость ПАО «РусГидро».
Программа является базовым документом Группы РусГидро для выработки своевременных решений по развитию электроэнергетической инфраструктуры при стратегическом и инвестиционном планировании, а также основой для разработки региональных схем и программ развития электроэнергетики, региональных программ развития объектов электросетевого комплекса Дальневосточного федерального округа.
В Программе предусмотрено развитие генерирующих мощностей за счет сооружения новых источников для замены выводимого из эксплуатации устаревшего оборудования и обеспечения покрытия перспективных нагрузок, а также проведения мероприятий по модернизации существующего генерирующего оборудования. Программа учитывает реализацию мероприятий по обеспечению схемы внешнего энергоснабжения Восточного полигона ОАО «РЖД» в зоне ответственности Группы РусГидро:
- строительство второй очереди Нерюнгринской ГРЭС суммарной установленной мощностью до 450 МВт в 2025 году;
- расширение Партизанской ГРЭС с увеличением установленной мощности до 280 МВт в 2026 году.
В период до 2030 года по объектам Группы РусГидро намечается вывод из эксплуатации генерирующего оборудования в объеме 1 225,7 МВт, ввод в эксплуатацию 2 462,1 МВт, проведение мероприятий по модернизации существующего генерирующего оборудования с увеличением установленной мощности в объеме 97 МВт.
Для обеспечения надежного электроснабжения существующих и перспективных потребителей, а также выдачи мощности электростанций в Программе предусматривается ввод линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше в объеме 8 063,0 км.
План ввода и вывода мощностей в ДФО до 2030 года